Physel.ru

Физика, механика и т.п.

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

§ 20. Музыкальный тон. Громкость и высота тона.

E-mail Печать PDF
С помощью зеркальной развертки мы убедились в том, что колебания камертона по своей форме очень близки к гармоническому колебанию (§§4, 5). Отклонение от периодичности, обусловленное затуханием, у камертона невелико, т. е. амплитуда спадает медленно, в течение очень большого времени.

Звук, который мы слышим тогда, когда источник его совершает гармоническое колебание, называется музыкальным тоном или, коротко, тоном.

Согласно сказанному звук камертона дает хорошее представление о тоне.

Во всяком музыкальном тоне мы можем различить на слух два качества: громкость и высоту.

Простейшие наблюдения убеждают нас в том, что громкость тона какой-либо данной высоты определяется амплитудой колебаний. Звук камертона после удара по нему постепенно затихает. Это происходит вместе с затуханием колебаний, т. е. со спаданием их амплитуды. Ударив камертон сильнее, т. е. сообщив колебаниям большую амплитуду, мы услышим более громкий звук, чем при слабом ударе. То же можно наблюдать и со струной и вообще со всяким источником звука.

С каким свойством колебаний связана высота тона?

Если мы возьмем несколько камертонов разного размера, то не представит труда расположить их на слух в порядке возрастания высоты звука. Тем самым они окажутся расположенными и по размеру: самый большой камертон

Рис. 37. Сравнение частот камертонов
дает наиболее низкий звук, самый маленький — наиболее высокий. С помощью зеркальной развертки нетрудно увидеть, что чем меньше камертон, тем больше частота его колебаний. Рис. 37 показывает, как это можно сделать. Таким образом, высота тона определяется частотой колебаний. Чем выше частота и, следовательно, чем короче период колебаний, тем более высокий звук мы слышим.

Комментарии  

 
-1 #1 29.12.2010 08:17
Зеркальная развертка мне нравится своей физической теоретической наглядностью (сущностью), но, я думаю, будет морока с прецезионностью её изготовления и настроек. Это было оправдано во времена Ньютона и Максвелла. Теперь же ГОРАЗДО проще воспользоваться катушкой с магнитным сердечником и осциллографом (ходя при этом будет некоторый артефакт - замедление колебаний камертона из-за присутствия магнита и расхода малой части энергии колебаний на индукцию ЭДС в катушке). При демонстрации артефакт ничтожен.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

You are here: